Минск, пер. Полевой, 2а 310-35-24
РУ БЕ EN

Рекомендации специалистов

Собираем портфель в школу

Позади второй месяц учебного года, а ваш ребёнок испытывает трудности в адаптации к школьному распорядку дня и часто бывает рассеян? Помочь избежать таких ситуаций может рациональный подход в сборах портфеля в школу.

развернуть

Рюкзак — это неотъемлемый атрибут школьника. В нем он носит все нужные школьные принадлежности. Чтобы ребенку было удобно носить портфель и находить в нем необходимые вещи, следует правильно собирать его. Если все вещи будут на своих местах, тогда школьнику будет легко ориентироваться в своем рюкзаке, а его спинка будет здоровой.

Конечно, не стоит полностью перекладывать обязанности по сбору рюкзака на взрослых, но и не нужно пускать все на самотек, так как юный ученик рискует что-нибудь забыть. А значит, здесь многое зависит от взрослых — именно они должны помочь ребенку справляться с повседневными задачами и учить его самостоятельности, чтобы в дальнейшем не возникало подобных проблем. Если взрослые помогают ребенку добиться успеха в повседневных задачах, это сокращает риск возникновения вторичных проблем — депрессии, тревожности и низкой самооценки.

Так с чего же начать?

Предлагаем вашему вниманию несколько полезных советов по сбору портфеля.

Изучите портфель, который вы купили. Качественные рюкзаки стоят дороже, однако они и служат дольше. Вам не придется покупать новый рюкзак каждый год, поэтому ваши вложения окупятся. У некоторых качественных рюкзаков пожизненная гарантия, и их можно отдавать в ремонт либо заменять по гарантии. Разумно и удобно знать все потайные кармашки и вкладки школьной сумки, чтобы в дальнейшем верно ими распорядиться.

Чтобы хорошо ориентироваться в собственном портфеле, ребёнка нужно приучить собирать и разбирать его самостоятельно. Сначала покажите ему, как правильно это делается, потом проследите, чтобы он всё запомнил. Маленький ученик должен отлично понимать, что где у него в портфеле находится. Иначе вместо того чтобы слушать учителя, он будет большую часть урока искать в портфеле необходимые вещи.

Важно складывать только то, что непременно пригодится ребёнку в школе. Не стоит давать с собой вещи, не связанные с образовательным процессом и особенно занимающие большое пространство. Если ребёнку трудно расставаться с любимой игрушкой, стоит подыскать взамен небольшую, но столь же значимую для него вещь.

В школьной сумке скапливается множество ненужных предметов, поэтому необходимо ежедневно вынимать из портфеля всё содержимое и выбрасывать мусор, складывая обратно только все необходимое. Это позволит сохранить портфель в чистоте. Приучайте ребёнка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером.

Чтобы вместить все необходимые предметы в рюкзак, необходимо предварительно всё подготовить. Конечно, также не стоит забывать, что совместные сборы всего необходимого в школу - это возможность превратить рутинную ежедневную задачу ребёнка в процесс общения и обучения.

Первым делом нужно положить учебники. Они займут большую часть места в рюкзаке. Книги кладём в большое отделение сумки. Желательно, чтобы они были ближе к спинке. Нет надобности носить с собой все учебники. Выбирайте только те, которые нужны на уроки именно в этот день.

Папки с тетрадями, альбомы и тетради складывайте перед учебниками в большое отделение. Если портфель имеет несколько больших отсеков, тогда учебники и тетради можно разделить по секциям. Для тетрадей имеет смысл завести отдельную папку. Хотя многие учителя в первом классе рекомендуют вкладывать тетрадь в соответствующий учебник, чтобы одним движением дети доставали весь комплект для предстоящего урока. Но если у вас в семье растёт настоящий аккуратист, то папка для тетрадей ему придётся кстати, к тому же опыт разумного хранения тетрадей пригодится и в старших классах.

Маленькие принадлежности следует расфасовать по чехлам, контейнерам или пеналам. Так будет легче соблюдать порядок в школьной сумке. Пенал должен иметь более одного отдела, чтобы уместить все необходимые канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, линейку, точилку, ластик, циркуль, ножницы и прочее. Подписывайте тетради, папки и пеналы, чтобы в них было проще разбираться. Можно клеить специальные наклейки либо использовать обычную бумагу и скотч.

Также ребенку могут пригодиться средства личной гигиены (дезодорант, расчёска, резинки для волос и другое), которые можно сложить в косметичку и поместить в карман среднего размера отдельно от важных школьных принадлежностей, но старайтесь не давать больше, чем может пригодиться.

Сменную обувь и одежду лучше складывать в другую сумку или пакет, чтобы не перегружать спину ребёнка. Если в школе у детей есть индивидуальные шкафчики, непременно воспользуйтесь этим и приучите ребёнка оставлять свои личные вещи там.

Задача родителей – следить, чтобы ребёнок не носил с собой лишних тяжестей. Вероятно, вам придётся внести некоторые коррективы в наполнение пенала и портфеля, исходя из рекомендаций учителя. Но в любом случае ориентируйтесь на общий вес, который окажется на плечах у вашего ребёнка.

Вопрос, давать или нет ребёнку в школу мобильный телефон, до сих пор остаётся спорным. Это решение зависит от администрации учебного заведения. Если с собой в школу ребёнок берет электронные устройства, для них нужно будет выделить отдельное место в портфеле. В некоторых изделиях есть специальные отсеки для электроники. Туда можно положить планшет или телефон. Также часто можно встретить рюкзаки с отсеками для ноутбука, обычно они располагаются возле спинки.

Собрать ребёнка в школу - непростая, но выполнимая задача. Со временем сбор рюкзака войдёт в привычку, и весь процесс будет доставлять ребёнку только удовольствие. И помните, порядку тоже нужно и можно научиться. Чем больше порядка в портфеле, тем меньше стресса и ненужных поисков на уроке!

Елизавета Мороз, врач-интерн гигиены детей и подростков ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г.Минска»

свернуть

Советы психолога родителям

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

(от лица ребенка)

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я ненавижу вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Рис. Чумасовой Елизаветы, 5 лет

Рис. Савич Марии, 8 лет

Рис. Адамович Ольги, 11 лет

свернуть

Чем опасен интернет?

В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.

В настоящее время любой человек, в т. ч. и ребенок, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете или создать свой собственный веб-ресурс. Любопытная детская природа может завести их на сайты расистского, дискриминационного, сексуального, насильственного содержания или на сайты, содержащие материалы, побуждающие ребенка к действиям, которые могут поставить под угрозу его психологическое или физическое здоровья.

Вот несколько основных правил, которые помогут оградить ваших детей от информации сомнительного содержания, и сделать их работу в Интернете полезной и безопасной.

  • внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете. Расскажите своим детям, что такое Интернет-пространство. Объясните, что Интернет – это в первую очередь помощник в поиске информации. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом;
  • информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые существуют в Интернете;
  • объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях нежелательно и даже очень опасно. Помогите придумать псевдоним.
  • никогда не разрешайте встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых. Объясните ребенку, что в Интернете человек может быть не тем, за кого он себя выдает. Двенадцатилетняя девочка из чата может в реальной жизни оказаться сорокалетним дядей.
  • Если ребенок хочет встретиться с Интернет-другом в реальной жизни, то перед этим он обязательно должен посоветоваться с родителями.
  • Расскажите ребенку о мошенничестве в Сети: розыгрышах, лотереях, платных услугах. Приучите его никогда без ведома взрослых не отправлять sms во избежании потери денег.
  • Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что можно перейти от «белого» сайта к «черному».
  • Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них, сколько времени проводит в сети.

Таким образом вы сможете обезопасить ребенка от ненужных контактов и информации.

Уясните, что вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет–зависимость наносит вред психике человека. Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка. Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к учебе, к любимым занятиям, длительное время нахождение у компьютера - все это может быть признаками зависимости от Интернета. Придумайте полезную альтернативу Интернету. Как можно больше общайтесь с детьми. Детям нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его понимают и поддерживают.

Установите для детей время работы на компьютере и будьте в этом непреклонны. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен находиться у компьютера.

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, аллергию, сердечно-сосудистые заболевания.

свернуть

Ребенок обучается музыке? Пять возможных ошибок родителей

Ваш ребёнок с упоением слушает инструментальную музыку, грезит обучением игре на музыкальном инструменте, а может, мечтает о карьере композитора? Что ж, стоит задуматься о том, чтобы он получил азы музыкального образования. Благо, выбор подобных учреждений в наше время многообразен: есть и музыкальные школы, и студии, и центры дополнительного образования.

Однако родители часто совершают некоторые ошибки на пути обучения ребёнка музыке. Рассмотрим некоторые из них, дабы уберечься от нежелательных промахов.

Ошибка №1. Выбор музыкального учреждения по совету знакомых или исходя из статуса музыкального заведения.

Совет. Прежде всего, стоит учесть, что достижение успеха в обучении ребёнка зависит, прежде всего, от личности педагога, а совсем не от престижности заведения или чего-то ещё. Лишь самые прозорливые  обладают талантом обучать, не навязывая ребенку интерес к музыкальным занятиям и не внушая обратной реакции - отвращения, а, наоборот, приобщая к музыке. Ищите именно такого наставника. И не обязательно это будет педагог, рекомендованный знакомыми или долгие годы проработавший в стенах престижной музыкальной almamater. Главное, чтобы он сумел наладить диалог с ребёнком. А для этого следует заблаговременно  познакомиться и лично пообщаться с человеком, которому вы доверите начальное музыкальное образование своего чада.  В поисках идеального кандидата будьте особенно осторожны, дабы не совершить очередную распространённую ошибку.

Ошибка № 2. Предпочтение того музыкального инструмента, который нравиться родителю, а не ребёнку. Предположим, мама грезит, чтобы дочь освоила игру на фортепиано, а дочь хочет обучиться игре на гитаре.

Совет. Определите дитя на тот инструмент, которому он симпатизирует. Коль соблазн  продемонстрировать ребенку музыкальные возможности ещё одного инструмента так велик, всегда можно взять пробный урок или заниматься дополнительно. Но наличие двойной нагрузки может пагубно отразиться на психическом и физическом состоянии детского организма, так что для начала убедитесь, что здоровье ребенка этой нагрузке не противоречит.

Итак, ребёнок приступил к занятиям. Но в самом начале пути родителей подстерегает проблема. Спустя какое-то непродолжительное время на смену первоначальной заинтересованности и радужным ожиданиям к ребёнку может прийти раздражительность и нежелание посещать музыкальные занятия. Причина, скорее всего, кроется в совершении родителями следующей популярной ошибки.

Ошибка № 3. Чересчур прилежное выполнение домашних заданий с детьми начальных классов. С самого начала прописи нот и скрипичных ключей в тетради выглядят подражанием уроку рисования. Многочасовое каллиграфическое выведение музыкальных символов и негодование родителя по поводу продырявленных страниц и  следов от ластика приводит не только к изнеможению детских рук и нервов, но и к стойкому отказу от дальнейших занятий.

Совет.  Не пытайтесь принудить ребёнка освоить музыкальную программу в короткие сроки. Всему своё время. Ведь, как и в обычной общеобразовательной школе, при получении начального музыкального образования ребёнок просто должен пройти период адаптации к новым требованиям, обязанностям и нагрузкам. К тому же, не стоит замыкать интересы ребёнка лишь на занятии музыкой и рьяно отвергать другие его увлечения. Родитель как никто другой способен улавливать эмоциональное состояние ребёнка - перенапряжение, стресс, неуверенность в своих силах. Подбадривайте ребёнка, хвалите за малейшие успехи и тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Ошибка № 4. «Музыкальный шантаж». Да, да, шантаж, когда домашнее музыкальное задание видоизменяется родителем в условие: «Не позанимаешься — не пойдёшь на прогулку», «Не отрепетируешь пьесу как следует — не куплю давно обещанную игрушку».

Совет. Делайте то же самое, только наоборот. Например, купив ребёнку лакомство или презент, не ставьте условие, а констатируйте факт. "Вот тебе новая компьютерная игра, можешь поиграть в неё 15 минут,  а уж потом давай, хорошенько повторим пьесу" или "Можешь отправляться на прогулку с друзьями на часок, а потом столько же времени удели инструменту". Знайте: система пряника гораздо действеннее системы кнута.

Ошибка 5. Несовпадение родительских установок и мотиваций самого ребёнка. Взрослые зачастую видят в своём отпрыске будущего Бетховена и Баха, наряду с тем, что чадо отнюдь не проявляет должного рвения.   

Совет. Родителям стоит еще раз подумать, для чего они подвергли ребенка обучению игре на музыкальном инструменте. Если для "общего развития" — это одно. А с видами на карьеру — совсем иное.

По большому счету, как раз ради общего развития и были созданы первые музыкальные учреждения. Знаменитые сестры Гнесины видели смысл  начального музыкального образования в закладке культурного основания в каждом маленьком человеке. Поэтому на пути к достижению заветной цели будьте внимательны и осторожны, поскольку занятие музыкой – это долгий и трудоёмкий процесс, требующий и от взрослого и от ребёнка большой эмоциональной и физической отдачи, рвения и упорства.  Игра на музыкальном инструменте не сразу принесёт свои плоды и, тем не менее, стоит того, чтобы уделить ей часть свободного времени, а затем, кто знает, может и целую жизнь.

свернуть

Выбираем музыкальный инструмент

Получение начального музыкального образования в наши дни так же актуально и значимо для развития индивидуальности ребёнка, как и столетия назад. Кроме того теперь оно переосмыслено и полагается многими как надёжный оплот подрастающего поколения от тех технологических и социальных соблазнов, которые существуют в современном постиндустриальном обществе. Но, как и любое явление нашей жизни, обучение игре на музыкальном инструменте может скрывать в себе ряд возможных недостатков. Для детализации преимуществ и недостатков музыкального образования систематизируем информацию в таблицу:

Преимущества

Недостатки/трудности

● постоянная занятость ребёнка и минимизация рисков приобщения к вредным привычкам и сомнительным компаниям;

● расширение кругозора;

● возможность знакомства и общения с новыми людьми, имеющими общность интересов;

● приобщение ребёнка к культурной жизни общества посредством его участия в концертных выступлениях;

● воспитание усидчивости, трудолюбия, упорства в характере ребёнка, развитие умения эффективного распределения времени.

● открытие новых способностей, не связанных с музыкой (легче даются иностранные языки, математика, заучивание стихотворений и т.д.)

● возникновение на первоначальном этапе обучения реакции отчуждения, отказа от занятий;

● высокий уровень нагрузки на взрослеющий организм ребёнка;

● необходимость уделять музыкальным занятиям значительную часть свободного времени;

● возможные насмешки и непонимание со стороны сверстников

К выбору музыкального инструмента также следует подходить взвешенно и обдуманно, поскольку этот выбор повлечёт за собой целый ряд закономерностей и может отразиться на всей дальнейшей жизни ребёнка. Родителям необходимо иметь чёткое представление о возможностях своего чада, чтобы сопоставить их с конкретным музыкальным инструментом. Следует знать о градации инструментов на:

- струнные (гитара, скрипка, балалайка, цимбалы и др.),

- духовые (флейта, труба, саксофон),

- клавишные (фортепиано, баян, аккордеон),

- ударные (барабаны, металлофон, ксилофон)

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Фортепиано

У будущего пианиста должен быть развит плечевой пояс для широкого размаха рук, желательны гибкие, тонкие пальцы с мягкими подушечками, развитая мускулатура ладони и кисти. К тому же, если ребёнок когда-либо перенёс серьёзную травму (например, сломал палец), то ему будет сложно освоить технику игры на фортепиано. Если же желание обучаться на инструменте велико, то придётся приложить больше усердия и терпения, постоянно упражняясь в гаммах и этюдах. При выборе данного инструмента следует также учесть, что имея виды на карьеру пианиста, ребёнок столкнётся с огромным конкурсным отбором и нешуточной конкуренцией, поскольку фортепиано всегда, как и теперь находится на пике популярности как и среди обывателей, так и среди музыкальных гурманов

Баян (аккордеон)

Будущий баянист должен обладать развитой мускулатурой рук и спины, поскольку вес учебного инструмента приблизительно равен 8 килограммам. Для игры на аккордеоне предпочтительна широкая рука с мягкими пальцами средней длины, коренастое телосложение, отсутствие проблем с осанкой.

Дабы избежать развития сколиоза, родители должны постоянно контролировать, чтобы ребёнок занимался сидя на твёрдом стуле со спинкой 

Флейта (труба, саксофон, валторна)

Любой духовой музыкальный инструмент, будь то труба, флейта или саксофон, прекрасно подойдёт для ребёнка с проблемами дыхания (например, астмой) и речи (заикание), не требуя большой физической силы, кроме развитых мышц губ и языка. Занятия помогут развить лёгкие и уменьшить риск заболеваний дыхательной системы. Кроме того занятия на флейте можно начинать уже с 5 летнего возраста, а повзрослев, при желании перейти на саксофон или кларнет.

Ударные инструменты

Игра на ударных инструментах прекрасно подойдёт ребёнку с проблемами опорно-двигательного аппарата, поскольку потребует от него постоянного контроля координации движений, развития фактически всех групп мышц.

Барабаны помогут снять стресс, стабилизировать эмоциональное состояние, нивелировать гиперактивность юного музыканта, развить чувство ритма, музыкальность, умение фокусироваться на самом главном, не отвлекаясь на мелочи, что, согласитесь, пригодиться в любой сфере жизни. Кроме того, барабаны это замечательный спортивный тренажёр для тела и незаменимый тренажёр для мозга при условии, что не нарушается техника безопасности на занятиях. В противном случае можно получить растяжение, вывих или сколиоз.

Скрипка

Скрипка предполагает наличие у ребёнка фактически идеального слуха, способствует умственному развитию и развитию моторики. Занятия благотворно влияют на эмоциональное состояние, нормализуют кровяное давление, обменные процессы организма.

Наиболее эффективны занятия начиная с 6-7 летнего возраста. Впоследствии можно перейти на более крупный инструмент, такой как виолончель, который требует физической силы. 

Гитара

Преимущества гитары неоспоримы в сравнении с более крупными музыкальными собратьями. Она компактна, легка в обращении, поскольку её можно настроить самостоятельно «под себя». При желании освоить принцип игры можно дистанционно в довольно короткие сроки (до года). Занятия можно начинать с раннего возраста 5-6 лет, правда, на начальном этапе ребёнок может жаловаться на боли в пальцах и кистях рук, но это временно. Если ребёнок тяготеет к народному творчеству, вместо гитары ему вполне по силам освоить балалайку или домру.

Какой бы инструмент ни был выбран, он должен быть выбран самим ребёнком, чтобы приносить ему радость. Пользы от таких занятий будет гораздо больше, нежели если ребёнка принуждать к игре на ненавистном ему инструменте.

Подготовила методист Ксения Солтанова

свернуть

Интернет-ресурсы: