Минск, пер. Полевой, 2а 310-35-24
РУ БЕ EN

Программное обеспечение образовательного процесса

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст. 239), учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи включает в себя:

  • 1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодёжи;
  • 1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;
  • 1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;
  • 1.4. программы объединений по интересам;
  • 1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодёжи;
  • 1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодёжи.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодёжи реализуется по профилям (ст. 229):

  • 1.1. техническому;
  • 1.2. спортивно-техническому;
  • 1.3. туристско-краеведческому;
  • 1.4. эколого-биологическому;
  • 1.5. физкультурно-спортивному;
  • 1.6. художественному;
  • 1.7. социально-экономическому;
  • 1.8. социально-педагогическому;
  • 1.9. культурно-досуговому;
  • 1.10. военно-патриотическому;
  • 1.11. естественно-математическому;
  • 1.12. общественно-гуманитарному;
  • 1.13. по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи или его виде.

Порядок разработки и утверждения программ дополнительного образования детей и молодёжи

В ЦДОДиМ "Маяк" г. Минска существует устоявшаяся система по разработке и утверждению программ. Вновь пришедший педагог разрабатывает программу своего объединения по интересам на основании типовой программы либо программы другого педагога, хранящейся в фонде учебно-методического кабинета. Также он имеет право работать по программе другого педагога, в случае, если программа соответствует его целям и видению работы в объединении по интересам.

После разработки программы педагог представляет её на методическом совете, куда входят методисты, заведующие отделами и заместители директора. Методсовет изучает представленную программу и принимает решение либо рекомендовать для утверждения директором, либо отправить на доработку. Рекомендованные методсоветом программы (в двух экземплярах) утверждает директор ЦДОДиМ "Маяк" г. Минска и затем согласовывает начальник управления по образованию администрации Ленинского района г.Минска. Один экземпляр программы отдаётся на руки педагогу, второй хранится в учебно-методическом кабинете.

После утверждения программы педагог выстраивает всю свою работу уже в соответствии с ней:

  • составление календарно-тематического плана;
  • заполнение "Журнала планирования и учёта работы объединения по интересам".

Программа должна находиться у педагога на каждом занятии объединения по интересам.


 

Для ознакомления с программами дополнительного образования детей и молодёжи перейдите по ссылкам:

 

Типовые программы Министерства образования Республики Беларусь

 

 

Банк программ объединений по интересам ЦДОДиМ "Маяк"

 

 

Ниже представлены методические рекомендации по разработке программы с повышенным уровнем изучения образовательной области.

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области

Кодекс Республики Беларусь об образовании определяет два уровня освоения программы объединения по интересам: базовый и повышенный.

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения реализуется только после освоения учащимися программы объединения по интересам базового уровня соответствующего направления (вида) деятельности. Она является его логическим продолжением, расширяет и углубляет ее содержание.

Основой для разработки программы с повышенным уровнем обучения является типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля и программа объединения по интересам базового уровня изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

Программа должна соответствовать следующим требованиям:

  • иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения личностного развития и творческого самосовершенствования учащихся в избранном виде деятельности, так и с точки зрения предпрофессиональной подготовки;
  • способствовать социализации учащихся, предоставлять возможность допрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения;
  • обладать значительным познавательным и развивающим потенциалом, способствовать развитию интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.

Модель программы объединения по интересам

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области включает следующие структурные элементы:

Титульный лист включает: 

  • гриф утверждения[1];
  • название программы с указанием образовательной области
  • Ф.И.О. разработчика программы;
  • полное наименование учреждения образования (в соответствии с уставом);
  • возраст учащихся;
  • срок реализации программы;
  • год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

  • обоснование актуальности программы (ее проблематика, раскрываются истоки возникновения того или иного вида искусства, образовательные области, межпредметные связи, дается обоснование новизны программы);
  • целеполагание (цель программы, задачи программы);
  • педагогические принципы;
  • организационные условия реализации программы (особенности группы учащихся: возраст, уровень развития и образования и т.д.; наполняемость группы; срок реализации программы; форма организации; режим занятий; общее количество часов);
  • обеспечение (нормативное, материально-техническое, информационно-методическое);
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности и техники безопасности.

В пояснительной записке к программе разработчик указывает, на основании какой программы создана новая программа.

Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них. Представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы и темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется на каждый год.

Содержание программы

Раскрывается через краткое описание разделов (тем) согласно учебно-тематическому плану (с указанием видов практической работы).

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане, в форме тезисов, сначала ее теоретическую часть, затем – практическую часть.

В зависимости от направленности программы в содержании отдельного раздела, темы могут быть отражены:

а) основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися; формируемые умения и навыки;

б) проблемные вопросы теоретического характера; виды задач, упражнений, заданий.

Формы и методы реализации программы:

Называются формы проведения занятий, даётся описание методов и приёмов работы педагога для достижения оптимальных результатов; использование современных педагогических технологий.

Результаты обучения и формы аттестации учащихся:

Описывается уровень достижений учащихся в данной области (или каждой из указанных областей) деятельности.

Предполагает конкретную характеристику знаний, умений и навыков по итогам завершения обучения, приобретаемая учащимися.

Результативность должна быть соотнесена с целью, задачами, содержанием обучения. Если программа является долгосрочной, необходимо определить результат по итогам каждого года обучения. Причем должно прослеживаться усложнение уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Литература и информационные ресурсы (для педагога, учащихся)

Этот раздел содержат все библиографические данные к программе в алфавитном порядке.

Списки литературы для педагогов и учащихся составляются отдельно.


[1] Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются Министерством образования

Подготовила методист Положечко О.В.

свернуть

Фотоальбом лета

Интернет-ресурсы: