Минск, пер. Полевой, 2а 310-35-24
РУ БЕ EN

Открытое учебное занятие «Космические фантазии»

Педагог - Русакович Екатерина Александровна

Методический комплекс открытого учебного занятия

Технологическая карта

Тема учебного занятия: «Космические фантазии».

Исходная идея: единство воспитания, обучения и развития на занятии по изобразительному искусству.

Дата учебного занятия: 13 февраля 2020 года.

Время проведения учебного занятия: 16.00

База проведения учебного занятия: учреждение образования «Минский государственный дворец детей и молодёжи», Старовиленский тр-т, д. 41

Возраст учащихся: 8-10 лет

Тип учебного занятия: занятие по применению знаний, умений и навыков.

Форма учебного занятия: занятие-фантазирование.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Категория участников: незнакомая аудитория учащихся учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодёжи», занимающихся рисованием.

Цель учебного занятия:

  • формирование компетенций учащихся по использованию возможностей цвета посредством выполнения индивидуальных творческих работ и создания общей живописной композиции на космическую тему.

Задачи учебного занятия:

Обучающие:

  • закрепить знания учащихся о тёплых и холодных цветах, особенностях их применения, подборе цветовой гаммы и цветовых отношениях;
  • расширить представление учащихся о цвете как выразительном средстве изобразительного искусства и способе передачи настроения рисунка;
  • пополнить знания учащихся об использовании различных художественных приёмов для передачи содержания и состояния образа;
  • закрепить знания учащихся о композиции при создании коллективной творческой работы;
  • расширить представления учащихся о космосе.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся нравственных ценностей на основе афоризмов и мудрых советов повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • способствовать творческому отображению учащимися окружающего мира;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к планете Земля;
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность ичувство товарищества во время коллективного сотрудничества и сотворчества.

Развивающие:

  • развивать у учащихся художественно-образное мышление, творческую фантазию и пространственное воображение;
  • вырабатывать у учащихся умение использовать цвет как средство художественной выразительности и способ передачи своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствовать у учащихся навыки создания рисунков по представлению.

Изобразительная:

  • нарисовать в цвете планеты и создать коллективную творческую композицию «Новая космическая галактика».

Прогнозируемый результат для учащихся:

  • уметь самостоятельно решать цветовые задачи в процессе создания рисунков по представлению на космическую тему;
  • уметь использовать различные художественные приёмы дляпередачи содержания и состояния образа рисунка;
  • иметь представление о целостности Вселенной.

Методы обучения:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • игровой метод;
  • метод проблемного обучения;
  • метод проектного обучения;
  • метод практико-ориентированной деятельности;
  • метод наблюдения.

Образовательно-методический комплекс:

  • программа Образцовой студии изобразительного искусства «Волшебный мир»;
  • теоретический раздел: лекционный и справочный материал к разделам (темам) программы «Инструменты и материалы», «Цветоведение», «Композиция», правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельностью, материалы по проведению физкультминуток, литературные источники (учебные пособия Голубевой О.Л. «Основы композиции»; И. Иоханнес «Искусство цвета»; Ломова С.П., Аманжолова С.А. «Цветоведение»; Мироновой Л.Н. «Цвет в изобразительном искусстве» и «Цветоведение»; Сокольниковой Н.М. «Основы композиции»; повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), интернет-источники (http://light-science.ru/kosmos/solnechnaya-sistema/sostav.html; https://v-kosmose.com/galaktiki-vselennoi/mlechnyiy-put/);
  • методический раздел: материалы по детской возрастной психологии (младший школьный возраст), планы-конспекты учебных занятий по темам «Цветоведение», «Композиция», «Художественные приёмы»;
  • дидактический раздел: мультимедийная презентация по теме учебного занятия, демонстрационные материалы (творческие работы учащихся Образцовой студии изобразительного искусства «Волшебный мир», календари с творческими работами учащихся), сборник «Волшебный мир: детские рисунки» (составитель А.А.Чумасов), мультипликационный фильм «Маленький Принц» 2015 года, аудиоматериалы;
  • контрольно-диагностический раздел: материалы проведения предварительной рефлексии на определение ожиданий и эмоционального состояния учащихся «Назови звезду», итоговой рефлексии на определение отношения к результатам работы и эмоционального состояния учащихся «Зажги звезду».

Материально-техническое оснащение: столы, стулья, мольберт, магнитная доска, магниты, компьютер, телевизор,USB-накопитель, светильники-проекторы звёздного неба, портативная звуковоспроизводящая колонка, удлинители, картина галактики на ткани, бумажные основы (заготовки) круглой формы, бумажные звёзды жёлтого и голубого цвета, картонная коробка для звёзд, краски, кисти, палитры для смешивания цветов, карандаши, фломастеры, губки, ёмкости для воды, ластики.

Этапы учебного занятия

Планируемое время

Содержание

Предметно-целевой компонент этапа

Взаимодействие педагога и учащихся

Формы и методы взаимодействия

Прогнозируемый результат

Организационно-мотивационный

7 минут

Обеспечение мотивации к деятельности по применению полученных ранее знаний, отработке умений и навыков.

Организация рабочего места. Приветствие и представление педагога. Активизация внимания учащихся и введение в тему «Космос». Знакомство с учащимися посредством проведения предварительной рефлексии на определение ожиданий и эмоционального состояния учащихся «Назови звезду». Сообщение цели учебного занятия.

Групповая и индивидуальная формы;

словесный метод.

Создание благоприятной рабочей атмосферы. Вовлечение учащихся в активное взаимодействие. Эмоционально-эстетическое восприятие учащимися темы «Космос». Принятие учащимися цели учебного занятия.

Основной

30 минут

Актуализация знаний учащихся, обеспечение применения умений и навыков по использованию цвета как средства художественной выразительности при создании творческих работ. Углублениезнаний учащихся об использовании различных художественных приёмов в рисовании. Расширение знаний учащихся о космосе.

Стимулирование процессов восстановления организма учащихся.

Закрепление знаний учащихся о построении композиции творческой работы.

Введение в проблемную ситуацию в рамках темы учебного занятия. Поиск способов решения проблемы.

Формулировка заданий практической работы. Беседа о правилах безопасности на занятии.

Беседа о тёплых и холодных цветах, о космосе. Демонстрация готовых творческих работ по теме «Космос», выполненных другими учащимися. Показ художественных приёмов изображения.

Самостоятельное планирование учащимися своей деятельности при выполнении творческих работ.

Практическая деятельность учащихся (самостоятельное выполнение мини-проектов «Моя планета»).

Проведение физкультминутки «Приведи себя в порядок» (динамические упражнения для различных групп мышц, гимнастика для глаз).

Защита мини-проектов. Создание коллективной творческой композиции «Новая космическая галактика».

Контроль педагога и самоконтроль учащихся в процессе выполнения работы.

Групповая и индивидуальная формы;

словесный метод;

игровой метод;

метод проблемного обучения;

метод проектного обучения;

наглядный метод;

метод практико-ориентированной деятельности;

метод наблюдения.

Восприятие и осмысление учащимися содержания и последовательности выполнения творческого задания.

Активное применение учащимися знаний, умений и навыков по использованию цвета как выразительного средства изобразительного искусства.

Снятие у учащихся физического напряжения.

Применение знаний учащихся о композиции.

Обобщение знаний учащихся по теме занятия.

Заключительный

8 минут

Мобилизация учащихся на самооценку.

Мотивация к дальнейшей работе над темой.

Подготовка учащихся к самооценке собственной деятельности.

Проведение итоговой рефлексии на определение отношения учащихся к результатам работы на занятии и их эмоционального состояния«Зажги звезду».

Подведение итогов учебного занятия.

Групповая форма;

индивидуальная форма;

словесный метод;

наглядный метод;

метод наблюдения.

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Стимулирование учащихся к дальнейшему творческому развитию.

Сценарий открытого учебного занятия

1. Организационная часть

Педагог встречает учащихся в коридоре

Педагог: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в кабинет.

Учащиеся входят в затемнённый учебный кабинет, включены светильники-проекторы звёздного неба. Звучит минус песни Микаэла Таривирдиева «Маленький принц»

Слайды 1. Космос (картины галактики, Вселенной с планетами, созвездиями, звёздами, кометами, астероидами)

Педагог: Меня зовут Екатерина Александровна. И сегодня занятие проведу с вами я. Рассаживайтесь, пожалуйста, за столы.

Учащиеся рассаживаются за учебные столы, смотрят на экран телевизора, рассматривают слайд и учебный кабинет.

Звук музыкального сопровождения микшируется

Педагог: Ребята, я, как и вы, очень люблю рисовать. И одна из моих любимых тем – это «Космос». В космосе много звёзд. И на нашем занятии тоже есть звёзды (демонстрирует учащимся бумажные звёзды). Я прошу каждого из вас выбрать одну звезду.

Проведение предварительной рефлексии на определение ожиданий и эмоционального состояния учащихся «Назови звезду»

Слайд 2. Разноцветные звёзды, фраза «Давайте познакомимся!»

Педагог: Жёлтый цвет – вы готовы к творчеству и рады нашей встрече.

Голубой цвет – вам непривычно, вы волнуетесь.

Также прошу написать на выбранной звезде своё имя.

Когда будете отдавать звезду мне, назовите, пожалуйста, одним словом, что вы любите рисовать. Начну я. Я Екатерина Александровна и я люблю рисовать космос.

Учащиеся отдают педагогу звёзды, называют своё имя и рассказывают о любимой теме в рисовании. Педагог размещает звёзды на магнитной доске

Педагог: Мы узнали, что вы любите рисовать, дали имена нашим звёздам, и сейчас я предлагаю совершить путешествие в этот загадочный, фантастический мир космоса. А наши именные звёздочки будут освещать нам путь.

2. Основная часть

Слайд 3. На фоне космоса маленький Принц и слово «Помогите!». (звук: сигнал тревоги)

Педагог: Ой, что это? Что случилось? Ребята, я знаю, кто это! Это же маленький Принц! Здравствуй, мой друг!

Слайд 4. Маленький Принц на своей планете

Голос маленького Принца: Катя, это ты? Я искал тебя. Помню тебя маленькой девочкой, которая любила рисовать. А я любил путешествовать в космосе. На разных планетах я встречался с различными людьми. Это было так интересно! И вдруг произошло нечто ужасное: я заблудился! Я потерялся в этой бескрайней Вселенной. Я не могу попасть на свою маленькую планету! Катя, помоги мне попасть домой на свою планету!

Педагог: Маленький Принц, сегодня я уже Екатерина Александровна. Я уже педагог и обучаю детей рисовать этот прекрасный мир. Мы с ребятами обязательно постараемся тебе помочь.

Слайд 5. Фото Антуана де Сент-Экзюпери, название повести-сказки «Маленький Принц»

Педагог: Историю о маленьком Принце написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в книге, которая так и называется «Маленький Принц» (педагог показывает учащимся книгу).

Это мудрая сказка об очень важных вещах: о любви и дружбе, о долге и верности, об ответственности человека за всё живое. Если вы не читали, то очень советую обязательно прочесть эту книгу.

Педагог: Ребята, маленький Принц просит помочь ему вернуться домой. У него случилась беда. Что мы, художники, можем сделать для него в такой ситуации?

Ответы учащихся

Слайд 6. Маленький Принц, его маленькая планета и роза

Голос маленького Принца: Да, когда-то именно рисунок помог мне. Тогда я попросил одного лётчика нарисовать мне барашка для того, чтобы он ел маленькие баобабы. Эти растения всходили на моей планете.

Педагог: А зачем барашку надо было есть баобабы?

Голос маленького Принца: Моя планета очень маленькая. И если баобабы не вырывать с корнем, то они проросли бы через всю планету и разорвали бы её на клочки.

Слайд 7. Маленький Принц на своей планете и рисунки с изображением барашка и ящика

Голос маленького Принца: И лётчик нарисовал мне барашка и ящик, в котором он мог спать, и намордник для барашка, чтобы он не съел мой любимый цветок, за которым я ухаживал и накрывал на ночь стеклянным колпаком от ветра и гусениц.

Педагог: Этот лётчик, наверное, был художником?

Голос маленького Принца: Нет. Он просто был взрослым, который в детстве любил рисовать. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит. Так вот тогда ему пришлось вспомнить это, чтобы мне помочь!

Слайд 8. На фоне космических планет маленький Принц

Педагог: Маленький принц, мы с ребятами тоже обязательно поможем тебе!

Ребята, давайте нарисуем не одну, а много планет и создадим целую новую галактику! И в ней появятся ваши именные звёзды.

Светильники-проекторы звёздного неба выключаются, включается освещение

Слайд 9. Планеты галактики

Педагог: Каждый из вас самостоятельно подберёт для своей планеты те цвета и их сочетания, которые посчитает нужными.

Для работы я вам раздам бумажные заготовки, на которых вы и будете рисовать свои планеты. Также нам понадобятся краски и кисти.

Также у вас на столах вы видите дополнительные материалы и предметы, которые вы можете использовать для создания фона или фактуры поверхности ваших планет, если посчитаете нужным.

Перед тем, как мы поместим вашу планету в новую галактику, вы кратко познакомите нас с её особенностями.

Обращаю ваше внимание! Наши инструменты – кисти, карандаши – имеют острые концы, поэтому ими нельзя размахивать, делать резкие движения. К тому же ими можно испачкаться. А ёмкости с водой и краски не ставьте на край стола. Помните об этих важных правилах.

Педагог раздаёт каждому учащемуся по две бумажные основы (заготовки) круглой формы разного размера

Педагог: Ребята, заготовки, которые вы получаете, – это основы для ваших планет. Но рисовать вы начнёте только по моей команде. Я раздаю каждому по две основы. В нашей новой галактике мы разместим только одну планету. Вторую вы оставите себе.

Все планеты разные. Каждая планета имеет свой цвет. Он может быть тёплым или холодным. А какие цвета тёплые?

Ответы учащихся

Слайд 10. Спектр тёплых цветов, планеты в тёплой цветовой гамме

Педагог: Правильно, это красный, жёлтый и оранжевый цвета. А какие цвета являются холодными?

Ответы учащихся

Слайд 11. Спектр холодных цветов, планеты в холодной цветовой гамме

Педагог: Правильно, это синий, фиолетовый и голубой.

Слайд 12. Планеты галактики

Педагог демонстрирует рисунки планет, выполненные учащимися Образцовой студии изобразительного искусства «Волшебный мир», в тёплой и холодной цветовой гамме

Педагог: Ребята, все определились с цветом планеты? И так, приступаем! Включаем свою фантазию и начинаем рисовать.

Самостоятельная работа учащихся. Педагог наблюдает за работой учащихся, оказывает поддержку и помощь, при необходимости осуществляет коррекцию, обращает внимание на прорисовку деталей

Слайды 13. Космос (картины галактики, Вселенной с планетами, созвездиями, звёздами, кометами, астероидами)

Педагог: Как вы думаете, от чего зависит цвет планеты?

Ответы учащихся

Педагог: Цвет планеты зависит от ландшафта – поверхности планеты, её формы. А вы знаете, что такое ландшафт?

Ответы учащихся

Педагог: Ландшафт – это часть поверхности планет. Он зависит от рельефа, климата, почвы, растительного и животного мира планеты. Как вы думаете, какого цвета наша планета Земля и почему?

Ответы учащихся

Педагог: Ребята, а подчеркнуть круглую форму планеты можно с помощью мазков, которые придадут планете движение.

Слайды 14. Космос (картины галактики, Вселенной с планетами, созвездиями, звёздами, кометами, астероидами)

Педагог: Для большей выразительности ваших рисунков я предлагаю передать фактуру поверхности планет. Для этого вы можете использовать простые предметы, которые помогут вам сделать вашу работу более яркой и неповторимой. После того, как ваша планета будет покрыта цветом, можно взять любой предмет, который имеется у вас на столе, обмакнуть его в краску или нанести краску на поверхность выбранного штампа и сделать несколько оттисков на поверхности вашей планеты.

У нас круглые заготовки. А бывают ли планеты другой формы?

Ответы учащихся

Педагог: Все планеты имеют круглую форму. Это происходит благодаря гравитации – силе, которая удерживает всё на планете и притягивает к её центру. Поэтому все планеты превращаются в шар и становятся круглыми.

А чем является Солнце?

Ответы учащихся

Педагог: Да, Солнце – это одна из звёзд нашей Галактики и единственная звезда Солнечной системы. Солнце даёт тепло и свет для нашей планеты Земля. Но помните, ребята, смотреть на солнце небезопасно! Нужно обязательно защищать глаза, носить головной убор, использовать солнцезащитный крем.

Какого цвета Солнце, когда мы смотрим на него с Земли?

Ответы учащихся

Слайды 15. Космос (картины галактики, Вселенной с планетами, созвездиями, звёздами, кометами, астероидами)

Педагог: Ребята, выбирая цвета, которыми вы рисуете поверхность своих планет, придумайте им свои названия. Вы можете ориентироваться по тому ландшафту, который вы изображаете и цветам, тёплым или холодным, которые выбрали. Очень часто дети придумывают свои названия цветам и краскам: например, джинсовый – это цвет неба, мятный – светло-зелёный, мясовый цвет – розовый, золотой – жёлтый. А у вас может появиться тропический или вулкановый цвета! Подумайте об этом во время создания ваших планет!

Мы, люди XXI века, уже многое знаем про космические просторы. Знаем, что звёздное небо – это бесконечное пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. Знаем, что Вселенная состоит из множества галактик (больших звёздных систем), каждая из которых имеет своё солнце. Знаем, что созвездия – это фигуры на небе, образованные яркими звёздами. Некоторые из вас, наверное, могут даже похвастаться, что видели звёзды гораздо ближе, рассматривая их через телескоп.

Слово «планета» в переводе с греческого языка означает «странник». А наша солнечная система состоит из нескольких планет, которые вращаются вокруг Солнца. Это планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Ещё есть планета Плутон, но она была исключена из разряда планет в 2006 году, так как рядом находятся объекты, которые больше или равны по своим размерам с Плутоном.

Да, мир космоса огромный и очень интересный.

Слайд 16. На фоне космоса маленький Принц и цитата «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»

Педагог: Мы с вами выяснили, что цвет планеты зависит от её ландшафта, то есть от того, что на ней находится. И если планета чистая, то и цвета её поверхности будут более насыщенными, ясными и яркими.

Здесь полезно вспомнить правило Маленького принца: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Одно маленькое действие каждого из нас может спасти большую планету! Как вы думаете, чем вы можете помочь нашей планете Земля?

Ответы учащихся

Педагог направляет размышления учащихся на мысли о бережном отношении к природе (борьбу с загрязнением окружающей среды, раздельный сбор мусора, посадку растений и т.п.)

Слайд 17. На фоне космоса название «Физкультминутка «Приведи себя в порядок»»

Педагог: Так давайте с помощью нашего воображения уже сейчас представим, как можно использовать правило маленького Принца в реальной жизни. Начнём с себя: приведём себя в порядок, разомнём мышцы тела, снимем с них напряжение, дадим отдых глазкам. И представим, как приводим в порядок нашу планету.

Но помним главное правило: не делаем резких движений, ведь рядом находятся столы, стулья, наши инструменты, не толкаем друг друга!

Проведение физкультминутки «Приведи себя в порядок»

Педагог:

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
И до звёзд мы дотянулись,
И друг к другу повернулись!

Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
За столы опять уселись!

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем!

Слайд 18. Видео: маленький Принц ухаживает за розой

Педагог: Сели на свои места и продолжаем работу. Как преображаются ваши рисунки!

А я продолжу свой рассказ о маленьком Принце.

У него был любимый цветок – роза – единственный на его маленькой планете. Он его очень берёг и ухаживал за ним. А роза в ответ дарила ему свою красоту и радость. Она была дорога ему, потому, что принц отдавал своей розе всю свою душу.

Слайд 19. На фоне космоса – маленький Принц, его друг Лис и цитата «Вы в ответе за тех, кого приручили!»

Педагог: Ещё у маленького Принца был единственный друг – Лис, с которым он подружился на нашей планете Земля во время своего путешествия. Лис ничем не отличался от других ста тысяч лисиц, пока маленький Принц не узнал его ближе. Пока он его не приручил. Всегда помните, ребята: вы в ответе за тех, кого приручили!

Слайд 20. Планеты галактики

Педагог: Вот и почти готовы ваши прекрасные планеты! Теперь вам осталось нанести последние штрихи. Добавляем фактуру. А появились ли у вас новые названия цветов?

Ответы учащихся

Учащиеся наносят оттиски на уже покрытых цветом основах

Педагог: Мы создали целую новую космическую галактику!

3. Заключительная часть

Слайд 21. На фоне космоса звёзды с именами

Педагог: Прошу вас по одному подойти ко мне со своей работой и кратко рассказать о своей планете. После вашего рассказа вы снимаете с доски звезду с вашим именем и дополняете её новой звездой.

Звезда жёлтого цвета – у вас всё получилось и у вас по-прежнему прекрасное настроение.

А звезда голубого цвета – вы довольны результатом работы, но что-то ещё бы дополнили в своём рисунке.

Ваши звёзды мы разместим в нашей галактике и это будет новое созвездие.

После этого, вы садитесь на своё место и внимательно слушаете остальных ребят.

Педагог помогает учащимся прикреплять планеты на картину галактики. Во время их размещения обсуждает с учащимися, где лучше разместить нарисованные планеты для создания общей целостной творческой композиции. Проведение итоговой рефлексии на определение отношения к результатам работы и эмоционального состояния учащихся «Зажги звезду»

Слайд 22. Маленький Принц на своей планете и цитата «Искать нужно сердцем»

Педагог: Ребята, мы завершили работу. Как вы думаете, маленькому Принцу понравятся ваши работы?

Ответы учащихся

Голос маленького Принца: Друзья! Ваши планеты прекрасны, потому что в каждой из них есть то, чем вы её наполнили. Мы можем не видеть это глазами, но в них есть жизнь. То, что мы ищем, можно найти в маленьком красивом цветке, луче солнца, улыбке друга. Но искать нужно сердцем.

Педагог: Ребята, теперь маленький Принц сможет вернуться домой! Он выберет себе новую планету. А вы, глядя на ночное небо, теперь так же, как и я, будете представлять маленького Принца.

Слайд 23. На фоне космоса стихотворные строки «И пусть нас ожидают далёкие планеты, Холодные планеты, безмолвные поля. Но ни одна планета не ждёт нас так, как эта, Планета дорогая по имени Земля»

Педагог: Ребята, сегодня благодаря вашему творчеству и фантазии вы создали новую галактику – настоящий кусочек бескрайнего космоса в кабинете рисования.

И пусть нас ожидают далёкие планеты,
Холодные планеты, безмолвные поля…
Но ни одна планета не ждёт нас так, как эта,
Планета дорогая по имени Земля.

Я вижу, что в каждом из вас бьётся горячее сердце, которое умеет видеть и творить – рисовать красоту!

Слайд 24. На фоне космоса маленький Принц на своей планете, роза и слово «Спасибо!». Звучит песня Микаэла Таривирдиева «Маленький принц» в исполнении Валерии.

Педагог: Вспомним правило маленького Принца и уберём свои маленькие планеты – свои рабочие места.

Я очень рада нашей встрече! Желаю всем увлекательной работы на занятиях по рисованию. Спасибо! До свидания!

Интернет-ресурсы: