Минск, пер. Полевой, 2а 310-35-24
РУ БЕ EN

Мастер-класс педагога Колтыгина Максима Валерьевича

"Копилка мастерства: использование поэтапного изготовления керамических работ в процессе развития творческих способностей детей"

Методический комплекс мастер-класса

Аннотация

В ходе мастер-класса представлен отработанный педагогом-мастером алгоритм создания творческих произведений, позволяющий сделать занятия художественной керамикой комплексными. Это трёхэтапное изготовление керамических работ: создание или копирование рисунка (эскиза), работа с пластилиновым макетом и лепка из глины.

В мастер-классе принимали участие педагоги дополнительного образования отделов декоративно-прикладного творчества и культурно-досуговой деятельности ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска.

Этапы проектирования мастер-класса

1. Выбор ведущей педагогической идеи мастер-класса и её связь с темой.

Ведущей педагогической идеей, которую я хочу проиллюстрировать на мастер-классе, является реализация принципов сотрудничества, наглядности, доступности, системности и сознательности на занятиях художественной керамикой. Именно эти принципы позволяют наиболее полно раскрыть тему использования поэтапного изготовления керамических работ детьми для развития их творческих способностей.

2. Определение цели и задач мастер-класса.

Целью мастер-класса является развитие педагогического мастерства участников и обмен опытом работы. В соответствии с этой целью были сформированы следующие задачи:

˗   обобщить и продемонстрировать мой опыт, передать его путём прямого и комментированного показа;

˗   совместно отработать методические подходы и пути решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

˗   разработать модель учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству в режиме алгоритма создания творческих произведений;

˗   отрефлексировать собственное профессиональное мастерство и приобретённые навыки участников мастер-класса;

3. Выявление проблемы, вопроса, парадокса, вводящих в тему занятия и представляющих интерес для участников.

Вопрос в том, как сделать занятие эффективным и полезным, развивающим и интересным. У всех ли есть творческие способности или способность к творчеству? Как эту способность развивать?

4. Поиск интересного замысла мастер-класса, подбор технических средств и различных форм работы

Название своему мастер-классу я дал «Копилка мастерства». Объектом, который мы будем создавать вместе, будет яблоко. Яблоко – это древнейший сакральный символ и символ плодородия. А плод – это то, во что превращается замысел творца. Поэтому, копилка в виде яблока – это то, что вполне соответствует общей концепции мастер-класса. А яблоко должно появиться на дереве из цветка – так у нас выросло красивое дерево из зёрнышка: творческого замысла! Цветы будут использоваться в начале мастер-класса для того, чтобы познакомиться со всеми участниками, узнать о том, что они ожидают получить от него. В конце мы используем дерево ещё один раз для того, чтобы провести рефлексию занятия, узнать настроение участников, сбылись ли их ожидания. По крайней мере одно ожидание должно осуществиться точно: керамическая копилка в подарок!

5. Этап проектирования мастер-класса

Определившись с темой и целью занятия, я составил подробный план проведения мастер-класса, его теоретическую и практическую части. Практическая часть начинается с материального обеспечения процесса:

  • подготовки планшетов, инструментов, керамической массы, дидактического материала, стендов, фанерного дерева, бумажных цветов, яблок разного цвета и шаблонов яблока;
  • подготовки фото- и видеоаппаратуры;
  • расстановки стульев, флипчарта, раскладывания планшетов и инструментов;
  • тщательной проверки техники и работы микрофонов перед началом мастер-класса.

План проведения мастер-класса

Пояснительная записка

Актуальность проблемы формирования творческих способностей учащихся обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях. Одним из способов решения этой задачи является обращение к многовековому культурному наследию наших предков. Художественная керамика является традиционным видом декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Она формирует эстетический вкус и развивает чувство прекрасного. Поиск наиболее эффективных средств по организации процесса обучения художественной керамике обусловлен желанием оптимизировать процесс развития творческих способностей учащихся.

В ходе мастер-класса предполагается рассмотреть отработанный педагогом-мастером алгоритм создания творческих произведений, позволяющий сделать занятия художественной керамикой комплексными. Это трёхэтапное изготовление керамических работ: создание или копирование рисунка (эскиза), работа с пластилиновым макетом и лепка из глины.

При проведении мастер-класса используются словесные, наглядные и практические методы обучения, сочетаются различные формы организации познавательной деятельности, при конструировании учебного занятия рассматриваются межпредметные связи.

Целевая группа: педагоги дополнительного образования отделов декоративно-прикладного творчества и культурно-досуговой деятельности государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска».

Цель мастер-класса: развитие педагогического мастерства участников на основе организации активного взаимодействия и профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

  • обобщить и продемонстрировать опыт работы педагога-мастера по воспитанию творческих способностей учащихся;
  • передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий педагога-мастера, используемых им методов, приёмов и форм организации педагогической деятельности;
  • совместно отработать методические подходы и пути решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;̶
  • разработать модель учебного занятия по декоративно-прикладному творчеству в режиме демонстрируемого алгоритма создания творческих произведений;
  • отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер-класса и педагога-мастера;
  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач индивидуального саморазвития.

Прогнозируемый результат

Предполагается, что участники мастер-класса:

  • подтвердят интерес к профессии педагога дополнительного образования;
  • выскажут своё понимание процесса воспитания творческих способностей учащихся;
  • усвоят методы, приёмы и формы организации педагогической деятельности, используемые педагогом-мастером;
  • научатся планировать и конструировать учебное занятие по декоративно-прикладному творчеству с применением поэтапного изготовления творческих произведений;
  • объективно оценят полученные знания и умения, а также профессиональное мастерство педагога-мастера;
  • повысят уровень собственного педагогического мастерства.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран), магнитная доска, стенд, ручки, простые карандаши, пластилин, кисточки, стеки, доски для лепки, клеёнка, фартуки, дидактический материал:

  • макет дерева;
  • рисунки цветков яблони;
  • шаблоны яблок;
  • рисунки яблок.

Методическое обеспечение:

выставка материалов образовательных методических комплексов образцовой студии декоративно-прикладного творчества «Художественная керамика» отдела декоративно-прикладного творчества, объединения по интересам «Айкидо» отдела технического творчества и спорта.

Ход мастер-класса

Этапы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность

педагога- мастера

Деятельность участников

1.Ориентировочно-мотивационный этап

Задача: мотивировать участников мастер-класса.

Приветствие, вступительное слово педагога-мастера, мотивация участников на совместную деятельность.

Организует знакомство с участниками с помощью приёма «Яблоневый сад».

Организует работу по определению правил групповой работы. Сообщает тему.

Проявляют активную позицию, включаются в диалог. Выполняют задание. Наблюдают, делают выводы.

2.Этап актуализации субъектного опыта

Задача: активизировать участников мастер-класса к предстоящей деятельности.

Определение уровня подготовленности участников к восприятию опыта педагога-мастера.

Ведёт беседу, направленную на диагностику потребностей и уровня готовности участников к восприятию нового опыта.

Принимают участие в беседе, делятся подобными педагогическими проблемами и способами их практического решения.

3.Этап целеполагания

Задача: определить цели участников мастер-класса и выявить их ожидания.

Выстраивание алгоритма совместной деятельности в соответствии с темой мастер-класса. Вовлечение участников в целеполагание.

В ходе беседы предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает участников к постановке цели и задач совместной деятельности.

Выстраивают алгоритм совместной деятельности. Определяют и формулируют свои ожидания. Определяют личностно значимые цели.

4.Этап освоения новых знаний

Задача: познакомить участников мастер-класса с отработанным педагогом-мастером алгоритмом создания творческих произведений; создать атмосферу коллективного взаимодействия по дальнейшему формированию умений и навыков участников поэтапного изготовления керамических работ.

Презентация действующей модели учебного задания по художественной керамике.

Демонстрирует применяемые в образовательной практике этапы изготовления керамических работ. Аргументирует необходимость соблюдения данных этапов в процессе развития творческих способностей учащихся.

Знакомятся с демонстрируемыми методами, приёмами и формами организации педагогической деятельности. Делают выводы.

5.Этап применения на практике полученных знаний

Задача: обеспечить практическую деятельность участников мастер-класса по созданию керамических изделий.

Применение на практике полученных знаний, формирование умений и навыков участников поэтапного изготовления керамических изделий.

Организует самостоятельную работу участников и управляет ею. Выполняет роль консультанта, показывает приёмы, методы и способы деятельности, свои «изюминки», комментирует их. Организует обмен мнениями участников.

Работают по предложенному заданию. Самостоятельно поэтапно изготавливают творческую работу. Анализируют и осваивают предложенные приёмы, методы и способы деятельности. Афишируют результаты работы. Овладевают предложенным алгоритмом работы.

6.Рефлексивный этап

Задача: определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей деятельности; оценить эффективность взаимодействия педагога-мастера и участников мастер-класса.

Осознание участниками приобретённых умений и навыков. Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников.

Организует с помощью приёмов «Обратная связь» и «Педагогический урожай» объективную самооценку участниками собственной деятельности и деятельности педагога-мастера.

Отвечают на предложенные вопросы «Сбылись ли ожидания?», «Ваши замечания, предложения и пожелания педагогу-мастеру». Оценивают деятельность педагога-мастера и полученный опыт для применения в дальнейшей образовательной практике.

Список литературы, используемой при подготовке к мастер-классу:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с измен. и доп. по состоянию на 21 сент. 2016 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2016. – 400 с.
  2. Богачёва, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод.рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2012. – 92 с.
  3. Бориса, В., Бернане, А. Программа обучения Латгальская керамика / В. Бориса, А. Бернане. – Даугавпилс : Управление культуры даугавпилсской городской думы, 2010. – 107с.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  5. Иттен, И., Искусство формы / Иоханнес Иттен, пер.с немецкого. – Москва : Д.Аронов, 2001. – 136 с.
  6. Косминская, В. Б., Халезова, Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие. – Москва : Просвещение, 1981. – 144с.
  7. Сахута, Е. М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии / Е. М. Сахута. – Минск : Полымя, 1982 – 96 с.

 

План-конспект мастер-класса

Этапы мастер-класса

Текст педагога-мастера

1. Ориентировочно-мотивационный этап

Уважаемые коллеги! Каждый человек, и мы с вами в том числе, располагает разного рода богатством. Что может быть символом богатства, в самом прямом его смысле? В моём понимании этим символом является яблоко. Объясню, почему. Богатство может быть духовным, интеллектуальным и материальным, конечно. И ещё один вид богатства – богатство творческого созидания. Созидание чего угодно. Предмета, литературного или музыкального произведения, кулинарного блюда – можно называть ещё и ещё… Так вот, любой процесс творческого созидания начинается с идеи. Авторская идея – это то зерно, которое даёт всходы в виде разработки чертежа, эскиза. Затем она обретает плоть в объёмной форме макета. И достигает зрелости в готовом изделии.

Зерном нашего мастер-класса является идея «Использование поэтапного изготовления керамических работ в процессе развития творческих способностей детей». Это зерно проросло деревом и оформилось в структуру мастер-класса «Копилка мастерства». Ведь именно в ходе мастер-класса я хочу познакомить вас с отработанным мной алгоритмом создания творческих произведений. Он позволил мне сделать занятия художественной керамикой комплексными. Это трёхэтапное изготовление керамических работ: создание или копирование рисунка (эскиза), работа с пластилиновым макетом и лепка из глины.

Уважаемые коллеги! Давайте познакомимся сейчас поближе. У нас есть вот такое прекрасное дерево. Это молодая яблонька. Ведь сегодня мы будем изготавливать именно яблоко. Как мы с вами находимся в начале нашей совместной работы, так и наша яблонька только покрылась зелёными листочками, Она ещё не имеет плодов, как и наша совместная работа ещё не принесла нам плодов – педагогических находок. Так давайте поможем нашей яблоне расцвести. Перед каждым из вас лежат цветы яблони.

Сейчас каждый из Вас может украсить нашу яблоньку персональным цветком, чтобы вырастить плод своего участия в нём и затем собрать урожай. Для этого назовите цветок Вашим именем.

2. Этап актуализации субъектного опыта

Продолжаем наше знакомство. Хотелось бы узнать ваш стаж работы, на каком этапе профессионального пути вы сейчас находитесь? Чего достигли? Какие проблемы волнуют вас сейчас? Удаётся ли решать их?

(Краткий опрос участников мастер-класса)

3. Этап целеполагания

Приступаем к пополнению одного из видов богатства – творческого созидания – изготовлению символа богатства – яблока. Наш вариант яблока имеет самое прямое отношение к сохранению и приумножению не только духовных, интеллектуальных, но и материальных ценностей, потому что это яблоко-копилка. И именно оно поможет раскрыть суть идеи мастер-класса, а именно «Использование поэтапного изготовления керамических работ в процессе развития творческих способностей детей».

Прошу вас выразить в двух-трёх словах свои ожидания от нашей встречи. Запишите Ваши ожидания от мастер-класса и разместите Ваш цветок на любой ветке дерева. Давайте я помогу прикрепить цветки на нашу яблоньку. Посмотрите, как она расцвела!

4. Этап освоения новых знаний

(В рассказе об отработанном алгоритме трёхэтапного изготовления творческих работ ведущий педагог-мастер обращается к основным моментам описания опыта работы)

5. Этап применения на практике полученных знаний.

Проблема развития творческих способностей не нова. Она вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Но в наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее, темп её всё больше возрастает. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно увеличивается, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И одним из способов решения этой задачи можно считать обращение к многовековому культурному наследию наших предков.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический вкус, а также развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребёнок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) дают огромные возможности для самовыражения, позволяют использовать её для лепки самых различных изделий, от декоративных скульптур до ваз и настенных панно.

Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук и развивает малые мышцы кистей, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве. Движения рук более сложны и разнообразны чем при игре в различные электронные игры. Дети учатся планировать свою деятельность, разделять её на этапы, последовательно воплощать задуманное в материале и анализировать результаты своей деятельности. Кроме этого, занятие лепкой занимает важное место также и в коррекционной работе с детьми c ограниченными возможностями.

Поэтому, определив значимость развития творческих способностей детей посредством занятий художественной керамикой, мне хочется предложить своё видение эффективной организации процесса обучения, которое, как я считаю, позволяет его значительно оптимизировать. Это поэтапное изготовление работы: начиная с рисунка, макета и заканчивая готовой работой.

Занятие керамикой очень интересное, но и достаточно дорогостоящее занятие. Чтобы обеспечить объединение материалами – хорошей глиной, глазурью, провести обжиг в электрической печи – необходимы определённые затраты. Чтобы их снизить, свести к минимуму риск от случайных потерь и брака, использование поэтапного изготовления керамических работ является даже острой экономической необходимостью!

Для моей педагогической практики характерен деятельностный подход, и при разработке поэтапного изготовления изделий для развития творческих способностей я руководствовался прежде всего принципами последовательности, доступности и наглядности. Во время практических занятий с детьми я использую различные методы обучения: фронтальный, мелкогрупповой и индивидуальный.

Следуя принципу последовательности, на первое место я ставлю этап копирования и изучения существующих аналогов, так как необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Что побудило меня к поиску новых подходов к обучению?

Поиск наиболее эффективных средств к организации процесса обучения художественной керамике обусловлен желанием оптимизировать процесс воспитания творческих способностей учащихся. В большинстве случаев занятия в объединениях по интересам, кружках, студиях направлены, в принципе, на одно и то же, на развитие творческих способностей. Но иногда складывается впечатление, что в большинстве объединений педагоги не используют весь потенциал накопленных знаний по обучению и передаче опыта, творческие способности развиваются очень однобоко. Например, при общении с коллегами, изучении их образовательных программ я заметил, что мало кто на занятиях керамикой уделяет время для занятия рисунком как подготовительному этапу перед лепкой. А рисунок – это ведь основа всего! Тем более никто не утруждает себя созданием хотя бы уменьшенного макета будущего произведения. В большинстве объединений рисунок если и изучается, то изучается отдельно, лепка из пластилина (теста и т.д.) – отдельно, лепка из глины (шамотной массы) – отдельное занятие. Нет комплексного подхода: рисунок-макет и так называемая работа в материале (имеется в виду глина, фарфоровая или шамотная масса), которая связывает всё в одно.

На выставках детского творчества керамика всегда привлекает к себе моё внимание, и я могу выделить несколько основных характерных моментов. Во-первых, иногда слишком видна «набитая» рука педагога, т.к. по опыту я знаю, что ребёнок на таком высоком техническом уровне выполнить работу не может (именно из-за недостаточно развитой мелкой моторики рук ребёнка). Иногда видно, что ребёнок лепил сам, но работа не дотягивает до выставочного уровня ни по качеству (по технике выполнения и по уровню мышления, оригинальности идеи), ни по величине (слишком мелкая, теряется в пространстве выставочного зала). Хочется, чтобы дети лепили сами на высоком уровне детского творчества! Поэтому в процесс я могу вмешаться только с целью помочь, откорректировать направление. Для этого я и разработал такое поэтапное создание работы и даже ввёл дополнительный этап, при котором ребёнок учится сам проектировать, продумывать свои шаги. Моя задача научить детей думать и работать творчески самостоятельно!

Ещё одной причиной, которая побудила меня к поиску эффективных средств творческого развития ребёнка, было противоречие между тем, что представляет себе учащийся (его замыслом),и тем, что получается в итоге работы (конечным результатом), так как материал диктует своё и не учитывать его свойств нельзя, иначе работа получится «НЕ материальной» (слишком хрупкой, не устойчивой, непрактичной и т.д.). И тут возникает внутренний конфликт между тем, чего хочет ученик, и тем, что ему нужно сделать; между тем, что он хочет, и тем, что может. Поэтому, для снятия психологического напряжения, снижения риска неудачного результата и создания ситуации успеха у ребёнка, я ввёл в процесс дополнительный этап – изготовление макета из пластилина, что позволяет если не избежать полностью, то значительно снизить количество ошибок!

Ведущая идея моего опыта заключается в том, чтобы передать алгоритм создания произведения, что позволяет сделать занятие керамикой более комплексным. Часто приходится сталкиваться с тем, что у детей своих идей не хватает, т.к. им не из чего вырасти. Поэтому для развития творческих способностей, чтобы накопился определённый багаж, чтобы выработался художественный вкус, умения и закрепились навыки, необходимо начинать с копирования. Также я предлагаю сделать необходимым использование ещё одного промежуточного этапа – создания макета, чтобы больше приблизить занятия керамикой к конструированию и облегчить переход к работе в керамическом материале.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач. Также мне хочется заострить внимание педагогов на том, чтобы они более ответственно относились к детскому творчеству, не умаляя его значения, использовали всё то самое лучшее, что используют профессиональные художники-керамисты в своей работе.

Новизна моего опыта заключается в определённом алгоритме. Процесс создания произведения я делю на три обязательных этапа. Два первых подготовительных этапа: этап изготовления или копирования рисунка (эскиза) и этап изготовления пластилинового макета. Третий этап – лепка из глины.

Этот алгоритм позволяет, во-первых, значительно снизить перерасход дорогого материала, во-вторых, повысить качество выполняемых работ, так как на макетах дети отрабатывают приёмы лепки, совершенствуют навыки и конструкцию будущей работы, учатся чувствовать материал. При переходе к лепке из глины нужно будет только учесть другие особенности склеивания деталей.

Результат деятельности педагога в учреждении дополнительного образования многомерен.

Во-первых, он может быть выражен количественно – это грамоты и дипломы за творческие работы учащихся в период с 2009 по 2020 год.

Во-вторых, показателем успеха учащихся и эффективности программы являются созданные детьми творческие и учебные работы. Ученики реализуют свой творческий потенциал, что даёт им чувство удовлетворения, воспитывает в них чувство собственного достоинства, что очень важно для формирования личности гражданина.

В-третьих, желание детей ходить на занятия является также немаловажным показателем оценки результативности. Сформированный устойчивый интерес у учащихся к занятиям даёт импульс развиваться дальше как ребёнку, так и самому педагогу.

6. Рефлексивный этап

Я считаю, что современный подход к занятиям с детьми декоративным искусством заключается в использовании самого лучшего и продуктивного опыта, позволяющего максимально использовать детский творческий потенциал. Развитие творческих способностей детей необходимо не для того, чтобы все стали просто «художниками», а для того, чтобы все стали «художниками своей Жизни». И какую бы профессию они в дальнейшем не выбрали, важно, чтобы они были по-настоящему творческими людьми, трудящимися на благо своей Родины.

Подходит к завершению процесс нашего творческого созидания. Яблоки у всех получились на славу. Пришла пора собирать наш педагогический урожай – результат совместной деятельности. Давайте сложим наш урожай в короб. Я завершу ваши работы (обожгу), и они всегда будут напоминать мне о нашей творческой встрече.

А насколько богаче стали вы? Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса? Поделитесь вашими впечатлениями о полученных знаниях и опыте. А помогут нам в этом всё те же яблочки. Я предлагаю вам на красном яблочке ответить, оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса, достигли ли вы цели, которую ставили. А может у вас появились замечания ко мне, как к ведущему мастер-класса? Зафиксируйте их на зелёном яблочке. А жёлтое яблочко пусть станем вашим пожеланием мне на будущее. Давайте поместим наши яблоки на дерево. Посмотрите, какой стала наша яблонька! Она непросто выросла, она принесла конкретные реальные плоды нашей совместной деятельности: наши общие педагогические находки и наш совместный опыт по воспитанию творческих способностей наших детей. Вот оно, настоящее богатство творческого созидания!

 

Интернет-ресурсы: